Советы психолога

Консультация для родителей Организация развивающей среды для малышей дома

Дом - это универсальная развивающая средадля ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи. Развивающая среда - это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности. Главное и основное правило организации, развивающей среды - это доступность. В нашем детском саду помещение группы позволяет разделить площадь на игровые развивающие зоны, мы их называем центры активности. Мы предлагаем рассмотреть развивающие зоны на примере центров активности в нашей группе, и мы расскажем, что можно придумать для их создания в домашних условиях.

Литературный центр - представляет собой зону развивающую интеллект, память, речь, расширяет общий кругозор ребенка, очень важно периодически пополнять его новыми журналами, книгами. Дома вы можете создать свою библиотеку выделив для этого полочку.

Центр ИЗО- на уровне роста вашего ребенка можно наклеить кусок белых обоев для воплощения творческих идей. Важно разнообразить инструменты и материалы для творчества: пластилин, клей, кисти, цветные и простые карандаши. Художественное творчество развивает глазомер, художественный и эстетический вкус, ориентирование на листе бумаги, воображение, внимание, память, творческие способности.

Центр строительства - в нем есть конструкторы различных видов и размеров. При подборе строительного конструктора учитываются возрастные особенности детей. Конструирование развивает у детей память, воображение, внимание, речь, логическое мышление, ориентировку в пространстве; очень хорошо развивает детей ручной труд из бумаги, складывание бумаги в различные предметы называется техникой оригами. У детей развивается глазомер, мелкая моторика, творческие способности.

Дома также можно создать уголок конструирования для этого можно,например, отвести место в шкафу где будут лежать необходимые предметы, идополнить уголок небольшим ковриком для напольного конструктора.

Центр драматизации - в него входят разные виды театров: кукольный, настенный, теневой, коробочный, а также уголок ряженья. Театрализованные игры развивают память, внимание, воображение, выразительность, речь, творческие способности. Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, бумаги.

Центр науки и природы - является важнейшей зоной развивающей среды. Дети изучают свойства предметов их признаки. При этом учатся определять разные материалы, по запаху, на ощупь и т. д. Проводят эксперименты с природным материалом, наблюдают за ростом растений, формируют навыки ухода за ними. В домашних условиях хорошо бы высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее произрастанием. Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металлы, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают любознательность, ответственность, логическое мышление.

Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки с налепами из пластилина на них ребенок может воплощать свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис, горох, перец, отсчитывая макароны, ребенок закрепляет счет, форму, цвет; также у ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.

Очень важным для ребенка является физическое развитие. Замечательно, если в доме у ребенка оборудован спортивный уголок, если его нет можно выделить полочку, где вы поместите мячи, скакалку, кегли и т. д. Эти вещи также должны быть. Поскольку у детей ведущим видом деятельности является игра, можно дома разместить красочный игровой магазин, атрибутами в котором являются коробки от конфет, соков, бутылочки, баночки, кошелек, весы и т. д. В мини-парикмахерской должно быть зеркало с небьющимся стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов и т. д. В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения своих родных, учатся вести себя вежливо. Играя в семью, дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.

 

свернуть

Консультация для родителей. Почему ребенок кусается ?

С проблемой того, что ребенок кусается, сталкиваются родители детей младшего дошкольного возраста. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.

Если кусается годовалый ребенок, когда у него режутся зубки – это нормально. Так же потребность укусить у него возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла. Если кусается двухгодовалый ребенок, то причину следует искать, прежде всего, в семье, в стиле семейного воспитания. Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребенка жестко подавляются. Нужно попытаться понять почему ребенок так себя ведет, почему он вдруг ни с того ни сего начал кусаться. Причины того, что ребенок кусается, могут быть разнообразны.

Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними в контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Младенцы часто кусают разные предметы, соски, игрушки и даже материнскую грудь. Вначале они делают это неосознанно, но затем они все лучше понимают смысл укуса и реакцию, которую тот вызовет у окружающих.

Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Третьим фактором может стать низкая сенситивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сенситивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

Если ранее, дети могли требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Часто ребёнок кусается в детском саду, чтобы получить то, что он хочет. Некоторые дети для получения желаемого используют крик, кто-то плачет, кто-то может и ударить, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.

Если ваш ребёнок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как с проявлением его амбиций, так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию.

Если ребёнок кусается в детском саду - это может служить сигналом его перевозбуждения и усталости от долгого пребывания в большом и шумном детском коллективе.

Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

  Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.

    Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», "Кусать можно только яблоки".  Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы.  Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».

 Если не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.

    Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка.   Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.

   Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает.  Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

   Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

    Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.Не идите на поводу своих эмоций.  Проявляйте ум и чуткость.

         Если вы заметили, что ребенок начал кусаться - в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

         При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность.  Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.

На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.

         Если вам трудно самостоятельно отучить ребёнка кусаться, не медлите, обратитесь к детскому психологу за консультацией.

         Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

 

свернуть

Консультация для родителей.Что такое готовность ребенка к школе?

В настоящее время понятие «психоло­гическая готовность к школе» является широко распро­страненным и активно используемым самыми различ­ными специалистами: воспитателями дошкольного образования, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.Психологическая готовность к школе - особый феномен в том смысле, что с ним связан не один воз­раст человеческой жизни, а сразу несколько: он зна­менует собой конец дошкольного и одновременно на­чало младшего школьного возраста.

Психологи под психологической готов­ностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребён­ка для освоения школьной учебной программы в усло­виях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

 

Компоненты психологической готовности детейк обучению в школе

  • физиологическая готовность;
  • личностная готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

♦ Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

♦ Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).

♦ Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Личностная готовность – школа привлекает ребенка не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

♦ Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

♦ Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

♦ Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация ).

Социально-психологическая готовность:

♦ Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

♦Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

♦ Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Как подготовить детей к обучению в школе?

Рекомендации родителям по организации занятий с ребенком и режиму дня:

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания.
  3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  4. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.
  5. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
  6. В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
  7. Избегайте неодобрительной оценки. Формируйте у ребѐнка уверенность в своих силах.
  8. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе:

  1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму...»).
  2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
  3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
  4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он - ученик, вы - учитель и наоборот).
  5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
  6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
  7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.

Психологическая готовность родителей к обучению детей в школе

Выделяют следующие уровни готовности родителей к обучению детей в школе (готовности отдать детей в школу):

  • Высокий уровень – родителям сопутствует оптимизм и уверенность относительно обучения детей в школе.
  • Средний уровень – родители не уверены в успехе ребёнка. Данным родителям необходимо поделиться своими опасениями с педагогами и психологом. Это позволит им стать спокойнее и правильно подготовить ребёнка к школе.
  • Низкий уровень – родители чрезмерно опекают ребенка, беспокоятся о пребывании ребёнка в школе. Им необходимо снизить уровень опеки над ребёнком, дать ему возможность быть более самостоятельным. Не мешать ребёнку контактировать со сверстниками. Заниматься закаливанием малыша, играть в школу. С целью уменьшения тревожности по поводу пребывания ребенка в школе данным родителям рекомендуется обратиться к психологу.

Основные причины нежелания родителей отдавать детей в школу:

  • Излишнее волнение родителей по поводу того, будет ли учитель внимательным к ребенку.
  • Опасения родителей по поводу того, не будут ли обижать и дразнить ребенка.
  • Опасения родителей по поводу того, что с приходом в школу дети будут чаще болеть.
  • Неуверенность в достаточной самостоятельности детей.

Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:

  • Помогать ребенку и не сердиться.
  • Не кричать, принимать спокойно все так, как есть.
  • Не унижать.
  • Не обижать.
  • Не сравнивать с другими своего ребенка.
  • Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе.

Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу:

  • Он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.
  • Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «должен».
  • Его работоспособность - 5-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
  • Ему непривычно будет быть «одним из многих».
  • Он будет более подвержен заболеваниям.
  • Ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения.
  • Ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.

 

Ребенку нужны положительные эмоции:

  • Ребенок ждет от вас похвалы.
  • Главное для него - понимание, любовь, доверие, забота.

Поведение родителей по отношению к ребенку, который идет в школу:

  • Старайтесь в выходные сделать что-то интересное с ребенком.
  • Не забывайте заглядывать в ранец своего ребенка.
  • Постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь.
  • Научите ребенка аккуратно вешать школьную форму.
  • Все бытовые дела с ним попробуйте «отрепетировать» заранее.
  • Берегите психику ребенка.
  • Будьте сдержанны в своих эмоциях.
  • Не забывайте о школьных праздниках, ребенок должен быть красиво и празднично одет.
  • Дайте ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим.

Школа - это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит то, как он ее перешагнет. Удачи и успехов, дорогие родители!

 

свернуть

Патриотическое воспитание как составная часть развития самосознания в дошкольном возрасте

Патриотическое воспитание как составная часть развития самосознания в дошкольном возрасте

 Уважаемые родители, с самого рождения осознание ребенком себя проходит в разных направлениях. Одним из наиважнейших направлений его развития является национальное самосознание, без которого не один человек не может быть полноценно развитой личностью. В дошкольном возрасте дети осваивают мир на основе чувственного восприятия. Чувственное восприятие национальной культуры образует пласт патриотических чувств, которые впоследствии делают человека полноценным членом общества.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления детей дошкольного возраста с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Эта улица названа в честь знаменитого писателя...» и т. д.

Детям интересно и полезно побывать на выставке, в музее и т.д. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Ребенку нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, мемориального комплекса «Брестская крепость», общественной акции «Споем гимн вместе» и т.д.

Нужно чтобы у ребенка формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Необходимо воспитывать уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Нужно помочь ребенку увидеть в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Диапазон объектов, с которыми стоит знакомить детей дошкольного возраста расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям необходимо объяснять, в честь кого они воздвигнуты. К старшему дошкольному возрасту ребенок способен и хорошо ему знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Имена своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно еще в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, несформированность национальной принадлежности человека не дает ему крепкой позиции, основательности и устойчивости на жизненном пути. Это как бы человек без имени. С другой стороны, личность с крепким национальным самосознанием и богатыми патриотическими чувствами, движимый благородными мотивами, способен к высоким целенаправленным достижениям, и создает вокруг себя пространство, объединяющее людей для развития и укрепления общества и государства.

свернуть

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша. Психологическая готовность к школе - это необходимый уровень психического развития ребенка для того, чтобы усвоить школьную программу, совместно обучаясь в группе сверстников. Что же входит в понятие «психологическая готовность к школе»?

Умственная готовность детей к школеопределяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: *принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания; обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки; *понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни); *иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться; *делать простой логический вывод; *копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов; *ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед-назад); *механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении; *находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу; *хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании; *уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Уметь производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове. Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками. Эмоционально-волевая готовность – определенная степень сформированности произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку. Физическая готовность – физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью. Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет). Психологическая готовность к школе – это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения с взрослыми и другими детьми.

Рекомендации родителям

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям. 1.Не будьте слишком требовательны к ребенку. 2.Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. 3.Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. 4.Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д. 5.Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк. 6.Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном. 7.Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать. 8.Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. 9.Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. 10.Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно больше полезных вещей, игр, предметов. 11.Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии. 12.Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

Готовиться к школе нужно заранее, делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

 

свернуть

Адаптация ребенка к условиям учреждения дошкольного образования

Адаптация ребенка к условиям учреждения дошкольного образования

Характери длительностьадаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой: у одного малыша он проявляется постоянными ОРВИ, у другого – нарушениями в работе кишечника, у третьего –такими реакциями как агрессивность, раздражительность, плаксивость, быстрая смена настроения.Адаптация может протекать сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Малыш может стать неузнаваем: по любому поводу истерики, снова стали мокрыми штанишки, ничего не ест, плохо спит,тревожен, как никогда, не хочет ходить в детский сад. Может появиться впечатление, будто он «развивается назад», у него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет.

Рекомендации для родителей

1.В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите ему примерно так: «Я знаю, что ты скучаешь. Но ты молодец, я горжусь тобой. У тебя все получится».

 2.На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от двух недель до полугода, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

3.Очень важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу; хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

 4.В период адаптации дети быстро утомляются, в результате у ребенка может пропасть аппетит, нарушиться сон, поэтому необходима преемственность в вопросах воспитания семьи и детского сада.

5.Если через месяц Ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых Вы забыли.

6. И помните, что педагоги и психологучреждения, которое посещает Ваш ребенок, всегда готовы прийти к Вам на помощь! Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть к детскому саду Вашему ребенку.

свернуть

6-7 лет

                ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПОДОЙДИТЕ К ПСИХОЛОГУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЕГО РАЗВИТИИ!

 

При благоприятном развитии ребенок 6-7лет овладевает следующими навыками:

               

Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет

У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди.

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.

В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Соподчинение мотивов - такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.

 

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.
  • Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать шнурки.
  • Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
  • Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
  • Точно копировать простой узор.
  • Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)

Развитие познавательных способностей

Память, мышление, восприятие, внимание, воображение, внимание

  • Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного повторения.
  • Находить и объяснить сходства и различия предметов.
  • Группировать предметы по признакам.
  • Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
  • Находить лишний предмет в группе.
  • Решать головоломки, логические задачи.
  • Описывать по памяти предмет, событие, явление.
  • Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
  • Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».

Восприятие и математические способности

  • Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку.
  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
  • Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
  • Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
  • Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».
  • Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.
  • Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие речи

  • Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
  • Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
  • Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
  • Говорить спокойно, не повышая голоса.
  • Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
  • Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.
  • Читать наизусть стихи.

Общая осведомленность

  • Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения, домашний адрес.
  • Фамилии, имена, отчества своих родителей.
  • Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о президенте.
  • Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный).
  • Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные наки и их назначение).
  • Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.
  • Определять материалы, из которого сделаны предметы. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
  • Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Классифицировать представителей животного и растительного мира.
  • Ухаживать за растениями и животными.

Продуктивные виды деятельности

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.
  • Использовать разные способы изображения и материалы.
  • Детально и пропорционально изображать человека.
  • Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.
  • Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
  • Пользоваться ножницами.
  • Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.
  • Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
  • Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.

 

 

свернуть

5-6 лет

                ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПОДОЙДИТЕ К ПСИХОЛОГУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЕГО РАЗВИТИИ!

 

При благоприятном развитии ребенок 5-6 лет овладевает следующими навыками:

 

Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться.
  • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  • Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ориентироваться в тетради в клетку.
  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

 

Познавательное развитие

Мышление, память, воображение, внимание

  • Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
  • Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
  • Сравнивать два изображения по памяти.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  • Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
  • Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
  • Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

Развитие восприятия и математические способности

  • Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
  • Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
  • Сравнивать 10 предметов, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
  • Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Речь

  • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
  • Замечать неправильную постановку ударения в слове.
  • Подбирать к существительному несколько прилагательных.
  • Заменять слово другим словом со сходным значением.
  • Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
  • Правильно произносить все звуки.

Общая осведомленность

Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
  • Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
  • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
  • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
  • Знать своих родственников, домашний адрес.
  • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
  • Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

 

Изобразительная деятельность

  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
  • Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
  • Владеть навыком округлого раскатывания.
  • Владеть навыком рационального деление пластилина.
  • Использовать в работе стеку.
  • Умение передавать в лепке движения.
  • Правильно держать ножницы и действовать ими.
  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

 

свернуть

4-5 лет

ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПОДОЙДИТЕ К ПСИХОЛОГУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЕГО РАЗВИТИИ!

 

При благоприятном развитии ребенок 4-5 лет овладевает следующими навыками:

 

Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.             Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

 

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
  • Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
  • Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
  • Правильно удерживать в руке карандаш.
  • Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

 

Познавательные способности

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
  • Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
  • Собирать пирамидку без посторонней помощи.
  • Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
  • Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты; стол, стул, диван - мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
  • Складывать по образцу постройки из конструктора.
  • Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
  • Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
  • Находить сходства и различия предметов.

 

Развитие Речи

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Понимать речь окружающих.
  • Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
  • Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • Находить предмет по описанию. Описать предмет.
  • Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
  • Понимать, употреблять, составлять слова - антонимы (теплый - холодный, низкий - высокий и т.д.).
  • Называть существительные в единственном и множественном числе (груша - груши).
  • Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
  • Выделять первый звук в слове.
  • Читать наизусть небольшие стихотворения.
  • Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
  • Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

 

 

 

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

Общая осведомленность

  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
  • Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  • Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
  • Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
  • Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
  • Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Математические представления

  • Различать и называть части суток, времена года
  • Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
  • Понимать значение: больше - меньше, поровну.
  • Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
  • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
  • Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

Продуктивные виды деятельности

  • Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
  • Изображать предметы, передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Создавать узор на круге, квадрате.
  • Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
  • Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

 

свернуть

3-4 года

ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПОДОЙДИТЕ К ПСИХОЛОГУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЕГО РАЗВИТИИ!

При благоприятном развитии ребенок 3-4 лет овладевает следующими навыками:

Развитиекрупноймоторики

  • Ребенок трех-четырех лет должен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
  • Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
  • Лазать по гимнастической стенке;
  • Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
  • Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.

Развитиемелкоймоторикирук

  • В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
  • Умеет обводить простые легкие рисунки;
  • Умеет рисовать круги, линии, простые рисунки;
  • Учится заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
  • Учится действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;
  • Умеет выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
  • Умеет лепить из пластилинашарики и колбаски, соединять их между собой.

Познавательноеразвитие

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Памятьивнимание

  • Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;
  • Находить отличия между похожими картинками;
  • Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
  • Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
  • Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.

Мышление

  • В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
  • Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
  • В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
  • Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
  • Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Развитиеречи

  • Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
  • В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
  • Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
  • Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
  • Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.
  • Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
  • Словарный запас должен быть более 1500 слов.

 

Игра -основнойвиддеятельностиребенка3-4лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Чтодолжензнатьребенок3-4лет.

Математические представления

  • В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
  • А также считать в обратном порядке от пяти до одного;
  • При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
  • Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;
  • Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;
  • В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
  • Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги («выше-ниже», «вверху-внизу», «справа-слева», «в центре», «между»);
  • Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
  • Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисовать их, а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
  • уметь различать предметы по форме, размеру и цвету;
  • знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.

Окружающий мир

  • В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
  • Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
  • Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;
  • Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;
  • Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
  • Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
  • Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
  • Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
  • Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
  • Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
  • Помогать взрослым наводить порядок.
свернуть

2-3 года

ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПОДОЙДИТЕ К ПСИХОЛОГУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЕГО РАЗВИТИИ!

При благоприятном развитии ребенок 2-3 лет овладевает следующими навыками:

Ориентировкавпространстве

  • в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);
  • в помещении или на улице;
  • вверху или внизу.

Умениехарактеризоватькачествопредметов, например:

  • что кошка - мягкая;
  • платок - колючий;
  • салфетка - сухая или мокрая.
  • вода из крана (или еда в тарелке) - холодная или горячая.

Умениераспознаватьчаститела, знатьиуметьпоказать:

  • ноги;
  • руки;
  • туловище;
  • голову.

Умениераспознавать:

  • основные стандартные цвета - красный, белый, зеленый, синий и т.д.
  • большой- маленький;
  • предметы и объекты - мишка, кукла, машинка, домик;
  • формы предметов - квадрат, овал, звездочка, кружочек.

Некоторые дети могут, используя пальчики и считать до 5.

Физическоеразвитие: крупнаяимелкаямоторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство в управлении телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Навыкикрупноймоторики

Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.

Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.

Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Навыкимелкоймоторики

Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.

Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).

Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Познавательноеразвитие

В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:

*Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;

*Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);

*Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;

*Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;

*Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;

*Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);

*Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;

*Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.

К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.

 

Речевоеразвитие

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.

Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).

Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».

Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).

Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).

Специалисты отмечают, что своевременно заметить отклонения у ребенка могут даже родители самостоятельно. Но для этого нужно знать, каким должно быть нервно-психическое развитие детей в том или ином возрасте. Сопоставление показателей и данных со стандартами в каждом конкретном случае позволяет обнаружить задержку на ранней стадии и устранить её либо минимизировать негативные последствия.

 

Ребенокктремгодампринормальномпсихическомразвитиизнает:

*Знает1200-1500 слов

*Усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложения, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (последние редко)

*Знает 5-6 форм (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник)

*Знает 8 цветов (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, белый и черный)

*Владеет понятиями: «один-много», «большой-маленький»

*Понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»

*Может сложить по представленному образцу разрезную картинку из 3-5 частей

*Довольно хорошо ориентируется в пространстве

*Отгадывает загадки

*Слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их

*Рисует, лепит, занимается аппликацией, конструирует с помощью взрослого

 

свернуть

Кукла как инструмент развития личности ребенка

У каждого народа мира с давних времён существуют свои куклы. В них можно увидеть особенности общественного уклада, быта обычаев и нравов. Кукла отражает уровень технического и художественного развития народа. Таким образом, кукла – отражение той эпохи, в которую она создана. Кукла – это материализованный образ реально существующий или вымышленный.

         Кукла существует с незапамятных времён. При раскопках были обнаружены куклы, изготовленные более четырёх тысяч лет назад. Кукла так всегда была интересна человеку потому, что он видел в ней себя. Кукла, как и человек, участвовала в различных сферах жизни общества. Символические куклы присутствовала в обрядах и праздниках, служила оберегом для взрослых и детей.

          На современном этапе психологи активно используют куклу как самостоятельное направление психологической, педагогической и развивающей         работы. Куклотерапия – это метод диагностики, коррекции и развития. Это направление успешно используется в работе со взрослыми, детьми, с «особыми» детьми.

         Важен сам процесс изготовления кукол, особенно то, какой персонаж выбирается для изготовления и  каким характером он будет наделён. Дошкольникам ещё трудно изготовить даже самую простую куклу. Поэтому к этому процессу обязательно подключается взрослый. Помогать ребёнку могут родители, братья, сёстры, педагоги. Это сплачивает детей и значимых для них людей, даёт возможность им лучше друг друга понимать и чувствовать. В результате, изготовление куклы – полезный процесс для всех, кто в нём участвует. Человек вкладывает в куклу частичку своего внутреннего мира, в результате процесс изготовления куклы – это всегда медитация. Кукла становится продуктом, который можно наделять какими-то качествами, мыслями, эмоциями, чувствами, особенностями поведения. Кукла начинает жить своей жизнью. В руках ребёнка оказывается жизнь куклы, он начинает понимать, что то, как ведёт себя кукла, зависит от него. Ребёнок управляет куклой и одновременно учится управлять собой. Это проявляется в саморегуляции, владении своим телом, своими эмоциями. Дети учатся высказываться от имени кукольного персонажа или вступать в разговор с куклой, выражать просьбы и просить извинения. Всё это помогает дошкольнику адекватно социализироваться в обществе.

         Куклотерапия стимулирует развитие личности ребёнка и помогает достичь следующих целей:

*Развиваются познавательные процессы;

*Развивается речь детей;

*Развивается эмоциональная и моторная адекватность;

*Развиваются коммуникативные навыки;

*Развивается пространственная ориентация;

*Укрепляется союз с родителями.

Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности. Поэтому дети долго не утомляются. Можно ставить кукольные спектакли. А это даёт возможность создавать свой творческий продукт, адресованный и себе и другим людям.

Использование куклотерапии в психологической практике помогает решить следующие задачи:

*Саморегуляцию и самоуправление, т.к. ребёнок идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой;

*Самовыражение через действия и слова куклы;

*Отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

*Получение многочисленных алгоритмов выхода из проблемной ситуации через манипуляции с куклами;

*Развитие гибкости поведения и др.

         В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребёнка и развивающие их.

         Таким образом, кукла является очень мощным инструментом работы в руках психолога-практика.

свернуть

Как вести себя с непоседливым ребенком

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕПОСЕДЛИВЫМ РЕБЕНКОМ

«Мне на месте не сидится,

Я хочу весь день крутиться

И по комнате скакать,

Бегать, прыгать, кувыркаться,

И вертеться, и смеяться,

Так за что ж меня ругать?

 

Сергей Михалков

 

Перечитывая строки этого детского стихотворения, нельзя не улыбнуться! Однако родителям таких непоседливых детишек порой бывает совсем не до смеха…

Такие дети не могут и не хотят заниматься своим развитием, так как не могут усидеть на месте и сосредоточиться на чем-то одном. В них как будто есть моторчик, который постоянно их заводит!

Но, возможно, ваш непоседа просто нуждается в особом подходе? Вот несколько простых правил, которые нужно знать родителям чрезмерно активных детей.

 

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕПОСЕД

 

РЕЖИМ ДНЯ

Прежде всего, детально продумайте режим дня ребенка. Постарайтесь, чтобы он соответствовал распорядку дня в детском саду (если малыш его посещает). Очень важно, чтобы он сам понимал, когда ему надо проснуться, когда выйти на прогулку и т.д.

Ваше внимание, общение и тактильный контакт — самое главное для крохи.

ПОЛНОЦЕННОЕ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Ваше внимание, общение и тактильный контакт — самое главное для крохи. Старайтесь в течение дня находить как можно больше причин для похвалы карапуза, а также не забывайте его обнимать, целовать, гладить. Мамины прикосновения имеют успокаивающее действие, поэтому старайтесь каждый день делать общий массаж маленькому непоседе.

 

 

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

Родителям необходимо учитывать активный темперамент своего ребенка, когда речь идет о занятиях и играх.

Так, желательно все занятия проводить в первой половине дня, поскольку после обеда сложнее сконцентрироваться.

Среди всего разнообразия выберите только одну методику раннего развития и по ней занимайтесь.

Когда ваш малыш занимается творчеством (рисует, лепит, делает аппликации), будьте рядом с ним. Помогайте ребенку и контролируйте процесс, мягко направляя его к конечному результату.

Игры и занятия как можно чаще прерывайте зарядкой — непоседам обязательно нужна двигательная разрядка.

Используйте всю силу развивающих игр. Быть внимательным и научиться сосредотачиваться ребенку помогут разнообразные конструкторы и дидактические игры — мозаика, лото, пазлы.

Хвалите кроху за его достижения и не ждите от него слишком многого. Ну и что, что у него не получается раскрасить домик и не вылезти за линии раскрасок? Зато он жаждет заниматься творчеством и очень старается!

 

КНУТ И ПРЯНИК

Будьте гибкими, используйте систему поощрений и наказаний, единую для всех членов семьи. Ребенок должен знать, что за его проступки родители спросят с него, а за хорошее поведение и дисциплинированность — наградят.

Очень важно научиться владеть собой и не кричать на ребенка, а тем более не поднимать на него руку! Ведь агрессивное поведение взрослых вызовет ответную агрессию у малыша, он станет еще более взвинченным.

Спокойствие и уравновешенность родителей — лучший пример для подражания!

 

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

Постарайтесь создать дома спокойную атмосферу. А спокойствие и уравновешенность родителей — лучший пример для подражания!

Берегите своего кроху от переутомления, не перегружайте его сложными занятиями и сверхактивными играми. Не стоит перед сном смотреть телевизор и слушать динамичную музыку — это только заведет ребенка. И обязательно следите за сном, ведь дети должны высыпаться.

 

 

ПЛАНЫ И ИНСТРУКЦИИ

Информируйте ребенка о своих планах. Если вы решили приготовить обед, заняться уборкой или сходить в магазин, предупредите об этом маленького помощника. А затем попросите его помощи: дайте малышу определенное задание и четкие инструкции по его выполнению. Пусть его чрезмерная энергия будет направлена в нужное русло!

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА

Не загоняйте ребенка в жесткие рамки — у каждого человека, даже маленького, всегда должен быть выбор. Не забывайте интересоваться его мнением: во что играть, куда пойти, что надеть? Если же егоза хочет все и сразу, тогда твердо скажите: «Отлично, но все по порядку».

Полезно было бы найти ребенку такое занятие, в котором бы он хорошо разбирался, мог совершенствоваться и благодаря которому становился увереннее в себе.

Возможно, стоит записаться в спортивную или танцевальную секцию, на плавание или каратэ… Тогда необузданная энергия вашего малыша найдет выход и переизбыток необузданной двигательной активности как рукой снимет!

свернуть