Советы дефектолога

Загадки

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧИМСЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

 

В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания.

 

В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Мягкие лапки, А в лапках царапки. (кошка)

 

Прыг-скок, Прыг-скок, Длинные уши, Белый бок. (заяц)

 

Беленькие пёрышки, Красный гребешок. Кто это на колышке? (Петя-петушок)

 

Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьёт, Песенки поёт. (кошка)

 

Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молоко даёт. (корова)

 

С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (собака)

 

На грядке зелёные, А в банке солёные. (огурцы)

 

В шкурке жёлтой, кислый он Называется … (лимон)

 

 

 в этом возрасте загадки не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.

   
 

 Желаем успехов!

 

Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки Белые … (снежинки)

 

Стукнешь о стенку - А я отскачу. Бросишь на землю - А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу - Смирно лежать не хочу. (мяч)

 

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает. (петух)

 

На спине иголки, Длинные и колкие. А свернётся он в клубок - Нет ни головы, ни ног. (ёж)

 

Без рук, без ног, А ворота отворяет. (ветер)

 

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (матрёшка)

 

Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (машина)

 

Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (репка)

 

 

Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

   
 

 

В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

Маленькая собачка Домик стережёт. (замок)

 

Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч)

 

Над нами - Вверх ногами. Ходят - не страшатся, Никого не боятся. (мухи)

 

Без рук, без ног, А рисовать умеет. (мороз)

 

В воде она живёт - Нет клюва, а клюёт. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (рыбка)

 

Не колючий, светло-синий По кустам развешан … (иней)

 

Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. (корова)

 

Он в мундире ярком. Шпоры для красы. Днём он - забияка, Поутру - часы. (петух)

 

 

Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

   
 

 

 

Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Чёрен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (жук)

 

Всегда во рту, А не проглотишь. (язык)

 

В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (поезд)

 

В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий. И на много-много лет Оставляет чёрный след. (карандаш)

 

Посреди двора стоит копна Спереди - вилы, сзади - метла. (корова)

 

Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает. (пила)

 

Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. (лиственница)

 

Молода - похожа на серп, Поживёт - станет, как лепёшка. (месяц, луна)

 

 

Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Мнемотехника

Консультация для родителей 

«Использование мнемотехники в развитии  связной речи

воспитанников»(средняя группа)

 

                                                                           «Учите ребёнка каким-нибудь

                                                                            неизвестным ему пяти словам 

                                                                              он будет долго и напрасно мучиться,

                                                                               но свяжите двадцать таких слов

                                                                               с картинками, и он усвоит на лету».

                                                                                                                    К. Д. Ушинский

     Актуальность мнемотехники для  воспитанников среднего дошкольного возраста обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Если какой-то предмет  или явление вдруг попали в поле зрения ребёнка, то чаще всего запоминание происходит непроизвольно. Когда он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на положительный результат рассчитывать не стоит.  При помощи мнемотехники , детям легче усваивать процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повышать внимательность. Когда учитель-дефектолог  грамотно использует приёмы мнемотехники, это приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи у детей.        

Мнемотехника – это система методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, воспроизведение  и сохранение информации, и конечно развитие речи.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора воспитанника, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших воспитанников. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат воспитанникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания».

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

   Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

  1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи
  2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
  4. Развитие творческих способностей, фантазий
  5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг.

         Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Обогащение словарного запаса

  Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет  расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет. Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения,  и другие интересующие  ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать  и называть  не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь  понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно  употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе  и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:

                                                      Падают, падают листья,

                                                      В нашем саду листопад.

                                                      Желтые, красные листья

                                                      По ветру вьются, летят…

И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий или  твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Например, перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый с синим, маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится  с разными качествами предметов, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Лучше всего ребенок запоминает качества предметов при их сравнении.

Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их. Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он

выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка эмоций, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов восполняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысли опережают слова. Плохо, если такая форма выражения станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными и малопонятными словами: изысканный, банальный и пр. Это слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как  дети  с легкостью «жонглируют»  умными словами, то у ребенка появляется привычка говорить, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие (вербализм).

Помочь детям сознательно усваивать  слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

«Подбери определения» -  например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать,  есть, пить) и т.п.

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать  при этом законченной. Очень нужна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается  целая система упражнений, направленная на:

  • подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках
  • договаривание предложений с антонимами
  • составление предложений со словами-синонимами
  • объяснение и сравнение значений слов
  • рисование на тему многозначного слова
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках

        

свернуть

Слоговая структура

  1. Играйте с ребёнком в неречевые игры:

Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

Упражнение 2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым.

Ритм может отстукиваться илиотхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.

Упражнение 3. Маршировка, бег, выполнение простых движений под музыку различного темпа.

  1. Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова.

Упражнение 1. Назовите два слова (дыня, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучитменьше).

Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и«карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Упражнение 3.Предложите ребёнку показать длинную полоску, когда онуслышит большое слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткуюполоску, когда маленькое слово (кит, дыня, ком).

  1. Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшемблагоприятноотразится на способности правильно делить слова на слоги.

Упражнение 1. Предложите ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова(хлопок на каждый слогслова). Сначала предлагаются односложные слова (кот,дом), затем двух- и трёхсложные (стена, мышка, улица, рубашка).

Упражнение 2. Предложите ребёнку произнести слово «от лица робота». Словопроизносится по слогам (си-нич-ка), и на каждый слог выполняется резкийповорот или наклон, имитирующий движение робота. Движения должнысовпадать с моментом произнесения очередного слога.

  1. Обучайте ребёнка правильному произношению и делению слов на слогисначала двусложных, потом трёхсложных, четырёхсложных имногосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типамилиционер, автомобилист по слогам).
  2. Предложите ребёнку отражённо, а затем и самостоятельно назвать слоги,слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактическийматериал).
  3. Развивайте умение ребёнка производить звуковой анализ и синтез (игры:«Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо»,«Угадай начало слова»);учите ребёнка подбирать слова с заданнымколичеством слогов.
  4. Расширяйте словарный запас ребёнка.

Объясняйте ребёнку значение новых, непонятных для него слов и выражений.

 

  Отождествляйте незнакомые понятия с какими-либо уже знакомыми ребёнку словами или явлениями.

 

 

 

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания!

 Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.

У детей с нормальным речевым развитием такое нарушение со временем проходит.  У детей с патологией речевого развития - сохраняется на протяжении многих лет и обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается со словом со сложнойслоговой структурой.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

Предложенные рекомендации и упражнения могут помочь вашему ребенку в преодолении трудностей!

Желаю успехов!

 

Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение (пропуск) слогов: велосипед-весипед; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: мосалет - самолет)
  3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лумпа - лупа)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитанкапитан)
  5. Персеверации (инертноезастревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
  6. Контаминации (соединение двух частейслов:холодильница-холодильник и хлебница)

ГУО «Ясли-сад №41 г.Бреста»

 

 

 

Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова у ребёнка дошкольного возраста

 

свернуть

Советы логопеда

ПАМЯТКАДЛЯРОДИТЕЛЕЙ

советы логопеда по развитию речи у детейраннегодошкольноговозраста

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителямнеобходимособлюдатьрядусловий:

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  • Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
  • Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома (новые изученные слова, стихи, игры, потешки,чистоговорки, скороговорки, песни).

Желаем успехов!

свернуть

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?

Общеизвестно,  что письмо формируется на основе устной речи,  поэтому недостатки устной речи могут  привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ( [с],  [сь],  [з],  [зь],  [ц],  [ш],  [ж],  [щ],  [ч],  [ль],  [р],  [рь]),  его губы и язык должны быть сильными и гибкими,  долго удерживать необходимое положение,  без труда совершать многократные переходы от одного  движения к другому.  Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. 

Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции ( губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети самимогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка.("Сказка о Веселом язычке"). На этом этапе должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

♦ Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоиться, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

♦ Затем тепм упражнений можно увеличить и выполнить их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятие не имеет смысла.

♦ Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

♦ Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

♦ К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плаными, без подергиваний.

♦ В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

♦ Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужноеположение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению

свернуть